Гипервентиляционный синдром как острое расстройство дыхания известен медицине еще с XIX века. Проявлялся он главным образом... у солдат, участвовавших в военных действиях – пациенты задыхались, пытаясь вдохнуть, а постоянное нервное напряжение только усиливало проблему. Специалисты сделали вывод, что это расстройство дыхания возникает именно под влиянием стресса, и именно тогда оно получило название нервного дыхательного синдрома.
В современное время, когда количество стрессов, которые ежедневно испытывает среднестатистический человек, многократно возросло, гипервентиляционный синдром считают одним из проявлений панической атаки.
Поэтому лечат его неврологи и психотерапевты – если не лечить, расстройства дыхания будут все повторяться и повторяться, не только создавая у пациента навязчивую фобию – боязнь спровоцировать ситуацию, в которой происходит расстройство дыхания, – но и ускоряя развитие уже имеющихся у него заболеваний, – артериальной гипертонии или, наоборот, гипотонических кризов, приступов стенокардии и пр.
Для начала важно установить, что же конкретно происходит с пациентом, обратившимся с жалобой на расстройство дыхания. Важнейшим признаком гипервентиляционного синдрома является трудность при вдохе: трудно именно вдохнуть, а не выдохнуть. Этот симптом врачи называют «пустым дыханием» или неудовлетворенным вдохом. Если же пациент жалуется на то, что труднее выдохнуть, причина, скорее всего, в болезнях органов дыхания – хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ), хроническом бронхите или бронхиальной астме.
Кроме жалоб на трудности при вдохе в момент приступа, типичными жалобами пациента с гипервентиляционным синдромом являются:
одышка и приступы удушья, возникающие как на фоне стрессовой ситуации, так и на фоне полного благополучия;
сухой, надсадный, приступообразный кашель, появляющийся при резком физическом напряжении, в стрессовой ситуации, иногда «из ниоткуда»;
беспричинные приступы тахикардии с ощущением слабости, головной боли, головокружения;
ощущение нехватки воздуха;
навязчивая зевота и вдохи;
боли за грудиной в результате сдавления бронхов и сжатия легочной ткани, иногда носящие настолько выраженный характер, что клинически их сложно отличить от стенокардии напряжения;
Все разнообразие симптоматики, которую описывает пациент, и той клинической картины, которую диагностирует врач при осмотре у пациента с гипервентиляционным синдромом, описать сложно, поскольку очень часто это расстройство «маскируется» под проявления других заболеваний – органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, нарушения обмена веществ.
Иногда гипервентиляционный синдром является их следствием, иногда – «вторичным» признаком, будучи верным спутником некоторых патологий, например, дисплазии соединительной ткани.У таких больных практически всегда морфологические изменения органов дыхания ввиду основного заболевания приводят к тому, что мышечно-хрящевой каркас бронхиального древа становится повышенно гибким, а альвеолярная ткань – повышенно эластичной.
В результате дренажная функция легких резко ухудшается: на вдохе стенка бронха сильно раздувается, а на выдохе – резко опадает. Пытаясь приспособиться к ситуации, организм наращивает частоту дыхательных движений (до 24 вдохов-выдохов в минуту при норме 16-18), как бы стремясь обеспечить максимальную вентиляцию легких.
Очень часто при гипервентиляционном синдроме доктор выслушивает жесткое или ослабленное дыхание, свистящие или гудящие хрипы, при кашле может отделяться обильная мокрота, в крови наблюдается снижение кальция, магния, калия, фосфора и повышение натрия, а давление углекислого газа в плазме в несколько раз ниже нормы. Именно из-за разнообразия проявлений к таким больным следует быть предельно внимательными – все они требуют консультации прежде всего терапевта ( педиатра), потом кардиолога, эндокринолога и пульмонолога.
Если гипервентиляция является следствием заболеваний сердца, щитовидной железы и легких, то лечение должно быть прежде всего направлено на устранение первичных заболеваний. Однако вполне может оказаться, что все специалисты не выявят никаких серьезных нарушений в этих органах. В этом случае пациенту прямая дорога именно к неврологу.
Лечат гипервентиляционный синдром как медикаментозно, так и с помощью психотерапии. Как правило, пациенту назначаются курсы успокоительных препаратов (глицин, пустырник, валериана), а в более серьезных случаях могут потребоваться и средства посильнее – психотропные препараты. Что касается психотерапии, то прежде всего пациента необходимо обучить простейшим методикам самоконтроля.
Главное при гипервентиляционном синдроме – разорвать «порочный круг»: чем пациенту при приступе хуже, тем сильнее он боится задохнуться, тем глубже и чаще пытается дышать. При таком дыхании меняется соотношение кислорода и углекислого газа в крови (уровень кислорода увеличивается, а углекислого газа падает), отчего состояние человека только ухудшается. Справиться с приступом самостоятельно помогут несколько несложных правил:
1.Чтобы восстановить нормальный ритм дыхания – это в среднем 16-18 вдохов-выдохов в минуту, нужно сесть, закрыть глаза и попытаться успокоиться, твердо помня, что ничего опасного на самом деле не происходит.
2. В момент приступа не следует делать глубоких вдохов, как бы ни хотелось, дышать надо пытаться ровно, по возможности животом. Через 1-2 минуты баланс кислорода и углекислого газа в крови восстановится и приступ стихнет.
3. По возможности, следует сменить обстановку – все, что отвлекает пациента, вытаскивает его из стрессовой ситуации, пойдет ему на пользу. Например, если приступ возник в замкнутом пространстве (лифте,метро), следует выйти на улицу или наружу, если при большом скоплении народа (в толпе или на собрании) – попытаться остаться в одиночестве хотя бы на несколько минут и пр.
Эти несложные принципы самоконтроля помогут пациенту чувствовать себя более уверенно в момент возникновения приступов. Кроме того, существуют нетрадиционные методики, помогающие справиться с дыхательными расстройствами различного рода, и гипервентиляционный синдром – не исключение. К таким методикам относятся дыхательная гимнастика (ци-гун), йога, метод Фельденкрайса и пр.
Гипервентиляционный синдром, как правило, не опасен для жизни, но способен здорово отравить ее качество. Именно поэтому пациентам, страдающим расстройствами дыхания такого рода, рекомендуется не тянуть с обращением к врачу. Помните, что мы не можем избежать стрессов, но мы в состоянии минимизировать их вредоносный эффект на наш организм и тем самым улучшить себе качество жизни.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.